Новости

О янтарных фирмах: «Солнечного камня на всех не хватает». 30 Января 2013

О янтарных фирмах: «Солнечного камня на всех не хватает».

Незадолго до Дня ювелира исполнительный директор региональной общественной организации предпринимателей «Янтарный союз» и признанный «янтарный» эксперт Ольга ГЛИНСКАЯ рассказала, почему не видно достойных изделий наших мастеров.

Урвать и… продать в Китай

— Да у нас настоящие шедевры делают! — возмущается Глинская. — Но кто их видит? Ведь они выполняются под заказ, часто для ВИПов. К некоторым ювелирам очереди из оптовиков стоят. Если бы у нас была площадка, где каждый высококлассный художник мог представить свои работы, мы бы переломили ситуацию и уже никто не говорил бы, что лучшие янтарщики — в Польше и Литве.

Ювелирный бизнес области оправился после кризиса, количество предприятий растёт. Через Пробирную инспекцию в 2012 г. прошло на 40% больше изделий, чем в 2011-м. Отрасли нужны кадры. Эту проблему стараются решить. В прошлом году областной Художественно-промыш-ленный техникум выпустил первых 25 ювелиров. Работодатели их тут же разобрали. Техникуму в рамках программы поддержки янтарной отрасли выделили из облбюджета деньги на современное оборудование для мастерской, закупку сырца и стажировку преподавателей и студентов. Они проходят практику на производствах области и в Польше, работают с приглашёнными мастерами из Италии, Франции, Голландии. Очень помогает Музей янтаря.

Часто можно услышать, что всё сырьё уходит за рубеж, а местные производители бедствуют.

— Ювелирного янтаря в принципе мало: из общего объёма добычи только около 30% — поделочный камень, идеального ювелирного — просто мизер. Остальное — мелочь, которую трудно продать, — рассказывает Ольга Глинская. — И напрасно некоторые ювелиры кричат, что это проблема только продавца — Янтарного комбината! Если добывающее производство развалится, где они будут брать янтарь? Сейчас есть крупный дилер, который покупает всю мелочь, но и берёт часть «жирного» сырья. И, конечно, его выгоднее продать за границу: за янтрарь сейчас хорошо платят китайцы. Остальной камень на комбинате распределяют по очереди. Желающие купить подают заявку. Правда, есть производители, которые кричат: «Нам для производства!», а сами перепродают в Китай. По закону, имеют право… Как бы там ни было, система отработана, мы не видим причин менять её сейчас, открывать янтарную биржу…

К слову, при дефиците сырья ювелиров, как ни крути, выручает нелегальный рынок янтаря, и цены там те же…

Купить камень напрямую у комбината могут позволить себе только крупные производства. В области гораздо больше мелких и средних.
Хлопотно и дорого

Предприятие художника-ювелира Ланы ЕГОРОВОЙ — как раз некрупное, но яркое, сделавшее ставку на авторский дизайн.

— Материала для ювелирной работы практически не достать! — подтверждает Лана. — На комбинате нет условий для покупки камня на выбор. А нам это необходимо. Работаем с коллекционным материалом, с которым крупным предприятиям иметь дело не хочется. К такому янтарю (он часто имеет оригинальный цвет и рисунок) нужен индивидуальный подход.

Малые мастерские могут сделать для имиджа области не меньше, чем крупные производства. Они быстрее перестраиваются и создают новые коллекции. Недавно мастерская Егоровой представляла регион на выставке в Берлине (вывез минсельхоз области): украшения вызвали огромный интерес. Но тут и у маленьких, и у больших производств региона общая проблема: официально вывозить украшения из нашей зоны хлопотно и дорого. Каждая отправка изделий даже в РФ обойдётся небольшой мастерской примерно в 30 тыс. руб., плюс 100 тыс. в год за сертификацию. Оформляется масса бумаг, среди которых такие нелепицы, как, например, справка о том, что янтарь — калининградский!.. Не может отрасль развиваться интенсивно, пока с вывозом и сбытом продукции — проблемы.

Комментарий министра промышленности области Дмитрия ЧЕМАКИНА:

— Чтобы развивать производство, нужно обеспечить доступ к сырью прежде всего местных производителей. Минфин РФ согласился с нашим предложением о создании аукционного дома как меры по развитию эффективной системы продаж сырья. Мы предлагаем не откладывать: аукционный дом должен открыться в этом году. Предстоит тщательно продумать механизмы его работы. Чтобы приоритет был у местных мастеров, чтобы сырьё не вывозилось за границу, а перерабатывалось здесь. Это и есть конечная наша цель — увеличение объёмов внутренней переработки. Кстати, одно из решений проблемы реализации янтарной крошки — новые технологии. В мире крошку используют помимо бижутерии в строительстве, медицине, химпромышленности. Совершенствуются технологии её прессования… Сейчас дорабатывается стратегия развития янтарной отрасли до 2020 г., главное в ней — развитие одновременно в нескольких направлениях. Это — модернизация производств и добывающего комплекса, снятие административных барьеров на границе, продвижение продукции, создание аукционного дома и пресечение незаконной добычи янтаря. По некоторым вопросам у нас есть разногласия и с добывающим предприятием, и с «Янтарным союзом». Но идёт конструктивный диалог. До 1 марта стратегию должны рассмотреть и утвердить в Правительстве РФ…

К слову, весь прошлый год при рассмотрении заявок на субсидии для развития бизнеса приоритет отдавался янтарщикам. Мы в силах создать в сфере обработки янтаря до 7 тыс. рабочих мест. Сейчас их не более 2,5 тыс.

"Аргументы и факты"

http://kaliningrad.aif.ru/issues/818/0301